Символико-мифологическая трактовка женского начала
в романе П. Коэльо "Ведьма с Портобелло"Страница 10
Подобно змее, кусающей себя за хвост, Шерин Халиль находится в постоянной внутренней схватке с самой собой, испепеляя себя огнем внутреннего поиска силы.
Где же найти силу? Свет - источник силы, вдохновения, знаний. Афина ищет свет, чтобы смело идти вперед, спотыкаться и снова подниматься, отдавая окружающим свой свет истины.
"Мы можем довериться свету, который источает Вершина.
Что такое "Вершина"? В геометрии так называют высшую точку треугольника.
Не только в геометрии. Это - верхушка, пик, кульминация. Это - рубеж для всех тех, кто, заблуждаясь, как свойственно каждому человеку, не теряют из виду свет, исходящий из сердца. Этим искусством мы и пытаемся овладеть…Вершина скрыта внутри нас, и достичь ее мы сможем, если признаем ее и если сумеем различить ее свет" [1; с.68]
В книге Люка Бенуа "Знаки, символы, мифы" символ "свет" трактуется следующим образом:
"Свет - это видимое проявление невидимого мира, сопровождающее все божественные созидания. Согласно каббале, исходящие от него лучи сотворили такое продолжение, как вибрация, управляющая хаосом.
Божественное повеление "fiat lux" ("Да будет свет"), разделяющее свет и тьму, изначально перемешанные и принимаемые одно за другое, свидетельствует о созидательной мощи и силе, до того скрытой в ночи непознаваемого" [5; с.62]
Свет Вершины, таким образом, идентифицируется со внутренним светом, который разгорается в момент познания.
"Согласно суфийским изречениям, сердце человека похоже на стеклянный фонарь, в котором его сокровенное сознание хранится как некая лампада, зажженная от света разума" [5; с.63]
Следовательно, Афина не просто искала свет Вершины, она искала великую силу сознания и разум внутри себя. В этой женщине был не только разум, но и хорошо развитая интуиция, благодаря которой свет озарял окружающих: "Я видела, как исходящий от нее свет разгорается ярче…" [1; с.121]
Пауло Коэльо использует интерпретацию мифов и греческой, и египетской, и индийской, и римской мифологий, также упоминается Сара-Кали, покровительница цыган. И это не случайно. Чтобы познать себя, Шерин необходимо "понять" кровь, что течет в ее жилах.
"Сару нетрудно идентифицировать как одну из многочисленных Черных Приснодев, встречающихся в мире. Сара-Кали, согласно преданию, происходила из знатного рода и владела тайнами мира. Она является одним из многих воплощений Великой Матери, или Богини Творения.
… В Средние века, когда католическая церковь ограничилась взиманием десятины и возведением роскошных монастырей, и, как реакция на все это, возникло явление, именуемое "колдовство". С ним вели жестокую борьбу, однако выкорчевать до конца так и не смогли, и оно осталось живо на протяжении веков" [1, с.169-170].
Как видим, поклонение и Саре-Кали, и другим богиням своими корнями уходит в далекое язычество, во времена матриархата, когда наши предки беспрекословно преклонялись перед Богиней Матерью. Богиня-мать - единое целое со всем живым, что населяет землю, и со всем неживым, что просто окружает нас.
"В языческих верованиях поклонение силам природы важнее, чем почитание священных книг; Богиня пребывает во всем, и все есть составная часть Богини. Весь мир - лишь проявление Ее доброты. Многие философские системы отрицают саму идею различия между Творцом и творением. Люди больше не пытаются расшифровать тайну жизни, а стремятся стать ее частью.
В культуре Великой Матери перестает действовать понятие "греха", понимаемого как нарушение неких произвольно выбранных моральных норм: поведение становится более свободным, ибо секс воспринимается как часть природы, а не как плоды зла.
Неоязычество показывает, что человек способен жить без религиозных установлений, в то же самое время не прекращая духовных поисков, призванных оправдать его существование. Если признать Бога Матерью, то нужно всего лишь соединиться с Ней и чтить Ее, совершая определенные ритуалы, которые могут удовлетворить Ее женственную душу, и элементами этих ритуалов становятся танец, огонь, вода, воздух, земля, песни, музыка, цветы, красота" [1; с.170].
Похожие публикации:
Реализация хронотопа метарассказа в романе «Омон Ра»
Впервые широко (что обусловлено выбранным жанром) неомифологизм как черта поэтики реализуется В. Пелевиным в романе «Омон Ра».
Этот же роман открывает ряд текстов, в которых создание мифологем обретает место объекта изображения. Советска ...
Молитвенные прошения
В произведениях писателя мы предлагаем выделять 3 основные морфолого-синтаксические типа, на основе которых строятся молитвенные прошения.
1. Молитвенное прошение может быть образовано сочетанием глагола «благословить» в форме повелитель ...
Конец двадцатых годов
8 сентября 1826 г. Пушкин прибыл в Москву в этот же день был представлен Николаю I. Результаты этого свидания были следующие: Пушкин получил свободу передвижения, произведения его поступали на разрешение самому Николаю I, а посредником на ...